Где деньги, Лебовски!? часть 2: доход железного парка Флита

В тексте будет много терминов — все поясню, чтобы не осталось вопросов.

ROI

ROI (РОИ, return on investments) — это возврат на инвестиции. Его величина имеет период оценки — например, год. Если вы вложили 1 млн в парк, всё настроили, персонал наняли, забрали миллион через 3 месяца и бизнес работает, то можно сказать таксисту по дороге в аэропорт:

— Слышь, РОИ моего бизнеса 100% за 3 месяца! Понял?

Это очень хороший показатель и плановый по автопаркам с которыми мы работаем. Их текущий показатель ROI — 100% за 10 месяцев. Мы же стараемся максимизировать прибыль, чтобы приблизиться к заветной цифре 100% за 3 месяца вместо 10.

IRR
NPV
Contribution Margin

Утилизация автомобилей означает, что машины должны работать 24/7. Так они будут приносить максимальную прибыль, а для этого их нужно загружать, на языке агрегаторов — утилизировать.

Из чего состоит доход железного парка
Это основные метрики, разберем каждую подробнее ниже в тексте:
время на заказе;
средний чек;
штраф;
залог.

Чтобы узнать, какие действия предпринять, нужно понять, куда мы стремимся. Для этого опишем идеальный конечный результат максимально развернуто. Самоуправляемый автомобиль, который везет клиентов без простоев и подач 24/7/365, так как все заказы идут по цепочке и высадка осуществляется в месте где садится следующий, не ломается, не тратит время на эксплуатацию, при этом везет пассажиров на всех посадочных местах, в т.ч. и на водительском, и имеет нулевые издержки (об этом позже).

А теперь провернем это через реальность: роботов нет и машины ломаются, но нам нужно максимально приблизиться к идеальной загрузке.

В сутках 24 часа, а это 2 или 3 водителя, в зависимости от их загрузки и соблюдения законодательства. Допустим, что на одном автомобиле работают 2 водителя. Оба индивидуальные предприниматели, которые по своей инициативе работают по 12 часов, но  управляют автомобилем, конечно же, меньше.

Из 100% времени на заказе у нас есть расходная часть.

Простои

На заказе
Подача автомобиля
Ожидание клиента

Между заказами
Низкий рейтинг водителя
Отсутсвие приоритета автомобиля
Низкий класс автомобиля, относительно заказа. Машина класса «Комфорт» получит бОльший приоритет по заказу, чем «Эконом» при прочих равных.
Активность водителя
Естественные потребности водителя

На простои между заказами могут повлиять и устройства для приема заказов: например слабый телефон со старой прошивкой, неточным GPS и плохой антенной уменьшит возможность быстрого приема заказов.
Медленный интернет от дешевого оператора связи, скорее всего, принесет больше расходов, чем сэкономленные 100 ₽. Решением будет переход на более выгодный тариф сильного оператора.

Между сменами
Заправка
Мойка
Передача автомобиля

image_1.png

Мы установили, что временные потери на не эффективное управление составляют 40-45% у каждого водителя на смене, и еще порядка 20% между сменами, если считать за сутки.

Чтобы увеличить эффетктивность работы водителей, мы рекомендуем:
а) просчитать с секундомером и поставить плановые показатели по выполнению каждого процесса;
б) постараться выполнять все процессы в одном месте, так как переезды между этими точками забирают время;
в) выполнять часть процессов параллельно, а не последовательно.

ДИАГРАММА ВРЕМЕНИ 2 ШТУКИ СРАВНЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО И ПАРАЛЛЕЛЬНОГО

Итого ваша цель — минимальное время на переменку и не приносящие денег процессы.

На примере подачи автомобиля вы поймете важность каждых 5 минут на смене. Если донесете ее водителям, то парк выйдет на новый уровень прибыльности

Идеальный результат подачи — 0 метров: клиент выходит, не закрывая дверь садится новый клиент. Такое бывает и достаточно часто.

Мы установил, что на это влияет:

  1. Рейтинг водителя: зависит от культуры, внешнего вида и состояния авто.
  2. Приоритет: для максимальной прибыли нужен бренд и золотая корона, такие машины обладают наивысшим приоритетом, а значит наименьшими расходами времени (читай денег) на простой.
  3. Класс авто: Форд Фокус будет приоритетнее Соляриса при прочих равных, так как он выше классом
  4. Знание ПДД и города: если с первыми 3 пунктами понятно, что нужно делать и как это засечь, тот это показатель абсолютно абстрактный. Нет оценок знания города, потому что с навигатором все водители приблизительно равны.

Тариф Яндекса, например, в Питере:
79 рублей подача, которая включает 1 минуту пути и 2 км, далее — 13 р/км.
Не более 5 ₽ за минуту, так как алгоритм Яндекса умный, он может делать более выгодные предложения для клиентов

На примерах СКРИНЫ ТЕЛЕФОНА И КАРТ
16 минут в пути
4,6 км
Считаем
79 подача +15х5+2,6х13=187,8.

На чистое выполнение заказа потребуется 16 минут + подача 2 минуты + ожидание НЕИЗВЕСТНО + покурить, пропустить поворот, развернуться, не сообщить клиенту, и позвонить только через 5 минут ожидания.

Берем цену из скрина 176 рублей делим на 16 минут получается 11 рублей в минуту, очень достойно такое возможно при ожидании клиентом на улице и высадлке пассажира в этой же точке.

Теперь средний сценарий: клиент так же ждет, но еще 2 минуты подачи. 176/18= уже 9,7 рублей в минуту потеря 18% дохода за каких-то 2 минуты.
А теперь прикинем 5 минут задержки водителя по любой причине — пробка, клиент не вышел, курил — имеем уже 176/21=8,38 или потеря 23,8% от идеального дохода.

Вы скажете, что нельзя быть всегда в идеальном доходе. Я соглашусь: для нас все, что выше нормального, является целью. Приблизится к идеальному доходу помогают коэффициенты и более быстрое выполнение заказа, чем рассчитал навигатор. Так что план автопарка от среднего сценария и выше средний сценарий = стоимость/(расчетное время + подача), никаких задержек.

А теперь давайте посчитаем что значит даже 5 минут на каждой поездке при цене 9 рублей за минуту.
Среднее количество поездок в автопарке — 20 в день.
5х20=100 минут.

100 минут х 9 = 900 рублей выручки в смену не довозит водитель, осуществляющий долгую подачу.
Смен в сутках 2 = 1800 рублей два нерадивых водителя не довозят. Можно списать оттуда комиссию Яндекс, ведь она не заплачена.

Итого 1440 рублей в сутки. А теперь посчитайте, сколько у вас смен в месяце и году.
Примерно 28 суток эксплуатируется авто в месяц — упускаете 40 320 ₽ в месяц.
336 суток в году — 483 840 в год.

Наш сервис умеет отслеживать такие метрики, чтобы помочь автопарку обучить водителей и главное ПРОКОНТРОЛИРОВАТЬ результат

Даже выполнение рекомендаций на треть принесут вам больше 150 тысяч в год, а это только с одной машины и это только одна фишка сервиса :)

Теперь вы знаете сколько стоят 5 минут: ЧЕТЫРЕСТА ВОСЕМЬДЕСЯТ ТРИ ТЫСЯЧИ ВОСЕМЬСОТ СОРОК РУБЛЕЙ В ГОД c одной машины, а с 10 — 4 миллиона. У одного из наших клиентов в парке 500 машин, без этого знания и контроля над метриками можно не дополучить дохода на ДВЕСТИ СОРОК ОДИН МИЛЛИОН ДЕВЯТЬСОТ ДВАДЦАТЬ ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ (241 920 000).

Вернемся к нашему параметру знание ПДД и города.

ПРИМЕР ПЕРЕКРЕСТКА «Киевская — Московский» в Санкт-Петербурге. https://yandex.ru/maps/-/CGv9mJMO
Заказ Киевска,я 3, водитель едет у Московского, 75.

В момент заказа навигатор открывается не сразу, а на данном перекрёстке поворот налево запрещен. «Ну что делать...» — скажет водитель, не знающий город, и поедет до следующего перекрестка +3 км +10 минут так как на пути до разворота аж 10 светофоров.

Знающий водитель проедет тот же маршрут с пробегом 0,3 км через правый поворот и разворот на ул. Красуцкого примерно за 2 минуты. Мы следим за статусом всех поездок, чтобы вы знали кто из водителей зарабатывает, а кто тратит ваши деньги.

Следующий пункт формирующий расход по времени это ожидание клиента.
Существенные потери парк несет из-за наличных заказов, в которых клиента прождали более 10 минут, а он так и не вышел. Никакой компенсации на этот случай не предусмотрено.
Да и в целом вы знаете сколько стоит 5 минут ожидания клиента.

Итого рекомендация подавать автомобиль так, чтобы клиент не ждал водителя и водитель клиента. Возможно деликатно предупредить за пару минут, где было бы удобнее оставить автомобиль.

Средний чек
Коэффициенты
Выручка в минуту без коэффициентов
Штраф
Залог

На средний чек влияют коэффициенты. На них автопарк повлиять не может, но выручку в минуту увеличить можно.

Как мы уже знаем, цена расчитывается и фиксируется в момент заказа. Повлиять на доход тут можно более быстрым выполнением заказа, чем рассчитал Яндекс: например, расчет был на 16 минут, а с использованием выделеной полосы водитель приехал за 10

В таком случае выручка в минуту увеличиваетсят: водитель освобождается раньше, и сможет сделать бОльшее количество заказов в смену. Вывод такой: нужно оформлять лицензии и обучать водителей, как правильно использовать выделенные полосы. Особенно актуален данный инструмент в час пик, когда 40 минут могут превратиться в 20 благодаря полосе ОТ.

Мы установили, что эффективное время за которое автопарк и водитель получают деньги, составляет около 50% от всего рабочего времени автомобиля. Представьте, вы работаете 10 часов, а зарабатываете только за 5. Хотели бы изменить этот показатель? Тогда читайте дальше: мы разберем каждый из факторов, влияющих на выручку до секунды и копейки.

Про автоматический учет штрафов и взыскание залогов расскажу в следующих выпусках.

Поделиться
Отправить
2019